Развитие речи у детей.

Речь ребенка проходит в своем становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи ле­жит механизм подражания, очень велика роль окружения ре­бенка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности. Их ограниченность или недос­таточность по причине глухонемоты или многочисленных де­фектов речи родителей ребенка, его длительной госпитализа­ции из-за различных тяжелых заболеваний могут привести к отставанию в развитии речи у детей.

Развитие речи у детей.

Особенно важными для развития интеллекта и речи ребен­ка являются первые годы его жизни, в течение которых проис­ходит созревание его нервной системы. Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблаго­приятные воздействия на центральную нервную систему ребен­ка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (ин­фекции, травмы, интоксикации, социальные факторы).

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не говорит, потому что не умеет им пользоваться: он должен это­му научиться. Кроме того, у него нет содержания и впечатлений для собственной речи: ему их надо накопить. Он еще не знаком со словесными формами речи и ему предстоит пройти сложный путь усвоения системы языка, на котором общаются окружающие люди, в течение трех последовательных этапов.

I этап доречевой (подготовительный) длится от рождения ребенка до 11 месяцев или 1 года. Этот этап, в свою очередь, де­лится на три периода: крика и плача (до 2 месяцев), гуления (2-5 месяцев) и лепета (5-11-12 месяцев). Период крика характе­ризуется наличием рефлекторного крика в ответ на негатив­ные внешние раздражители. В три месяца жизни наступает пе­риод гуления, т. е. монотонного произнесения некоторых человеческих, но еще неречевых звуков в ответ на радостное, эмоциональное общение со взрослым, особенно с матерью. С 5—6 месяцев начинается стадия лепета, когда ребенок пыта­ется произносить повторяющиеся сочетания гласных с про­стыми согласными, так называемые лепетные слова (мама, папа, дядя, ляля и т. д.). На этой стадии ребенок начинает, прислушиваться к речи других, общаться с помощью действий с яркими предметами и игрушками, производить с ними подражательные игровые действия и выполнять простые словесные инструкции взрос­лого.

II этап развития речи — словесный, дограмматический или этап первичного усвоения языка, продолжающийся до конца второго года. В это время ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении. Ведущую роль при этом играет слух ребенка: даже при небольших его нарушениях овладение речью затрудняется. Кроме того, важна роль зрительного (ребенок должен видеть говорящего взрослого, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может правильно произнести) центров. При нормальном речевом развитии к двум годам ребенок понимает смысл слышимых слов, активно владеет минимум 50 словами обиходного содержания, пользуется небольшими фразами из 2-3 слов.

III этап развития речи — усвоение грамматики, продолжающийся до 5-6 лет. К 3—3,5 годам при благоприятных условиях ребенок усваивает все основные зву­ки родного языка, имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном, используя для этого распространен­ные грамматические формы слов.

В течение первых трех лет ребенок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребенка является толь­ко среда говорящих людей. Этим фактом объясняется отсутст­вие связной речи у «детей-маугли», выросших среди живот­ных, вне общения с людьми.

Далее с 3 до 6 лет у ребенка происходит только совершен­ствование грамматической и связной сторон речи и расшире­ние словарного запаса в связи с дальнейшим общим развити­ем. Именно в это время закладывается фундамент, на котором позднее будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с деть­ми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и стойкие де­фекты речи у детей.

Не упустите это ценное для развития ребенка время!

По материалам И.Асташиной «Развиваем речь и дикцию»

Развитие речи у детей.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *