Логопедические упражнения.

Для правильного произношения звуков необходимо проводить логопедические упражненияартикуляционную гимнастику. Для каждого звука есть свои упражнения, но в основном все упражнения похожи, а некоторые упражнения необходимы для ряда звуков.

Логопедические упражнения.

Логопедические упражнения для постановки звуков [С], [З]:

  • Упражнения для развития напора воздуха.  1) Набрать в легкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать!) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Обязательно контролировать ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается холодная струя воздуха, а бумажка или ватка «улетает», отклоняется в сторону!  2) Язык положить на нижнюю губу. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (можно использовать палочку от конфеты «Чупа-чупс») и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуты. Вдохнуть, с силой выдуть воздух, раздувая щеки. Контроль — ладонью, бумажкой, ватой. Это же упражнение делать и без палочки.
  • Упражнения для губ. Растянуть губы в улыбке до предела и удерживать их напряженными некоторое время. Зубы сомкнуты.

Логопедические упражнения для постановки звука [Ц]:

  • Упражнения для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук Т.
  • Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук Т. Выдыхаемая струя воздуха очень сильная! Губы напряжены, растянуты в улыбке. Выдох контролировать ладонью руки. 2)  Рот открыт. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент выдоха, и в момент вдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком. Кончик языка отскакивает от зубов. Положение зубов и губ не меняется. Слышится короткий звук Ц.

Логопедические упражнения для постановки звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].

  • Упражнения для губ. Зубы сомкнуты. Губы округлить и вытянуть вперед, как при произнесении звука О. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Губы расслабить. Напряжение и расслабление чередовать.
  • Упражнения для развития выдоха. Губы округлить, глубоко вдохнуть, затем, равномерно, с силой выдыхать воздух. Упражнение контролировать ладонью — ощущается тёплая струя воздуха.
  • Упражнение для языка. Язык поднять к передней части нёба с помощью плоской палочки, ручки чайной ложки, пластиковым шпателем или зондом, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. губы округлены. Удерживать языка в верхнем положении некоторое время. Упражнение повторять до тех пор, пока язык самостоятельно не примет данное положение.

Логопедические упражнения для постановки звука [Л]

  • Упражнения для губ и челюстей. Рот открыть широко, как при произнесении звука А. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык лежит на дне рта. Рот закрыть. Чередовать эти положения.
  • Упражнения для языка. 1) Язык высунуть. Кончик языка и его края поднять кверху, так чтобы получилась «чашечка», средняя часть языка лежит на нижней губе. Удерживать язык в таком положении некоторое время. 2) «Индюк» — язык напряжен и поднят кверху, к верхней губе. Таким языком водить по верхней губе вперед-назад, то медленно, то быстро с включением голоса, так чтобы получился звук — «бл-бл-бл…» Работает только язык, губы, челюсть — неподвижны!

Логопедические упражнения для постановки звука [Р]

  • Упражнение для выработки напора воздуха. Рот закрыт, губы сомкнуты. Глубоко вдохнуть, с силой выдуть воздух, так чтобы губы завибрировали. Воздух выдыхать с включенным голосом!
  • Упражнение для языка. 1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Глубоко вдохнуть, воздух выдохнуть с силой, заставляя вибрировать язык. Язык и губы не напряжены. Контролировать ладонью — выдыхаемая струя резкая и холодная. 2) Рот приоткрыт на расстояния полутора пальцев. Цокать и прищёлкивать языком (присасывать язык к нёбу на мгновение, и отщёлкивать его) изменяя темп. Нижняя челюсть неподвижна. Подъязычная связка (уздечка) растягивается и видна.

При регулярном выполнении логопедических упражнений можно достаточно быстро достичь результат в постановке звука!

Логопедические упражнения.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *